Разница между кроп сенсором и полным кадром

В этой статье простым языком я попытаюсь объяснить чем разнится кроп и полный кадр. Возможно, это поможет сделать Вам свой выбор или просто даст понять различия между ФФ (фулл-фрейм) и «кропом».

Уровень шума

Самое большое преимущество полнокадровых фотоаппаратов — это намного меньший уровень шума при повышении светочувствительности матрицы (ISO). На стартовых кропнутых камерах шумы обычно начинают себя сильно проявлять уже на ISO 800, в то время как на ФФ шумы на ISO 6400 еще еле видны. Что это дает? Это дает нам возможность снимать в ночное время суток и в помещениях, в общем, при плохом освещении.

Также шумы будут ниже и на видео, ведь со временем съемки видео матрица нагревается и количество шумов возрастает, что может немного испортить видео снятое на кропнутую камеру на «пограничных» значениях ISO, когда шумы вроде были еще еле видны.

Углы обзора

На кропнутых фотоаппаратах матрица берет из изображения, формируемого объективом только среднюю часть. Площадь данной части в Х раз меньше площади полной части изображения, которую берет матрица на полнокадровых фотоаппаратах, где Х — это величина, называемая кроп-фактором. Обычно у кропнутых зеркалок Canon кроп-фактор равен 1.6, а у Nikon — 1.5. Для лучшего понимания сути взгляните на схематическое изображение снизу.

Схема влияния кроп-фактора на формируемое изображение на матрице
Схема влияния кроп-фактора на формируемое изображение на матрице

Данная особенность кроп матриц ведет за собой целый ряд интересных последствий, очевидных и не очень.

Во-первых, меняется угол обзора объектива. Например, если у Вас на фотоаппарате с кропнутой матрицей (далее просто «кропе») стоит объектив с фокусным расстоянием 50 мм., то угол обзора будет равен таким, будто у Вас объектив с фокусным расстоянием 80мм. (для Canon) или 75мм. (для Nikon). То есть фокусное расстояние объектива как бы умножается на кроп-фактор. При этом, конечно, физически, фокусное расстояние объектива от этого не меняется, меняется только угол обзора.

Здесь надо сказать, что у ФФ (частое сокращение для обозрачения полнокадрового фотоаппарата, от английского «full frame» — «полный кадр») и кропа паритет: с кропом проблемно получить широкие углы обзора, так необходимые при съемке пейзажей или в помещении, а у ФФ зум не такой крутой. Посудите сами, на моем Tamron 70-300 на ФФ я получу 300мм фокусного расстояния, а на кропе Canon — целых 480мм ЭФР, так что наличие кропа можно рассматривать как наличие халявного телеконвертера [ссылка] без потери светосилы. Некоторые профессиональные фотографы в путешествиях даже носят с собой пару тушек: одну полнокадровую и одну кропнутую (видать, с которой начинали свое увлечение), чисто для того, чтобы снять дальние виды.

Кстати, будьте аккуратны: в объективах, предназначенных для кропов, фокусное расстояние все равно нужно перемножать на кроп-фактор для получения ЭФР и реальных углов обзора.

Видоискатель

Во-вторых, меняется угол обзора не только объектива, но и видоискателя, а также его размер: на полнокадровых фотоаппаратах видоискатель намного больше, что очень сильно «бросается в глаза», извините за каламбур. С полным кадром в данном отношении намного приятнее работать, так как сразу видно больше деталей снимка, да и вообще нет такого «ощущения всматривания в тоннель», которое есть на кропах.

Боке и ГРИП

В-третьих, что уже не так очевидно, на полном кадре на один и тот же объектив получится более размытое и мягкое боке, нежели на кропе. То же относится и к глубине резко изображаемого пространства (сокращенно «ГРИП»). ГРИП на ФФ меньше чем на кропе. А почему? Все очень просто: чтобы получить тот же самый размер, допустим, портретируемого человека на фотографии, с полнокадровым фотоаппаратом Вам придется подойти ближе. Следовательно, из-за дистанции Вы сфокусируетесь намного ближе, нежели на кропе, тем самым получив такие вот побочные эффекты в виде очень размытого фона и малой глубины резкости.

Дефекты и оптические недочеты объектива

В-четвертых, еще один важный фактор, который является камнем в огород полнокадровых фотоаппаратов: на ФФ Вам будут видны все недочеты и дефекты объектива по краям кадра, будь то потеря в резкости, или виньетирование, или же появление хроматических аббераций. На кропе мы всего этого безобразия по краям формируемого объективом изображения не видим, поэтому, можно сказать, владельцам кропа в этом плане очень повезло.

Цена

Очевидная вещь — полнокадровый фотоаппарат стоит намного дороже кропа, а про объективы я уже вообще молчу, ведь для изготовления объектива для ФФ производителю нужно увеличить размер линз, что сказывается на стоимости стекол.

Например, самый дешевый полнокадровый Canon 6D стоит на вторичном рынке около 50 000 — 60 000 рублей, и это при том, что сама модель далеко не нова. В то же время кроп хорошего уровня Canon 70D стоит около 30 000 рублей.

Итоги

Как видите, и у кропа, и у фулл-фрейма есть свои достоинства и недостатки. Лично я не вижу веских причин новичку начинать с полнокадрового фотоаппарата. Лучше взять технику начального/среднего уровня и осваивать ее. Когда Вы упретесь в потолок возможности своей камеры, Вы это почувствуете, и уже точно будете знать конкретный ответ на вопрос «зачем мне полный кадр?».

 

Похожие записи

Оставить комментарий

Отправляя данную форму Вы соглашаетесь с нашей Политикой Конфиденциальности.