Снова привет!
Продолжаем подробный цикл статей про фотооборудование для начинающих.
Сегодня речь пойдет про светофильтры. Данная статья будет полезна всем фотолюбителям без исключения, вне зависимости от того, какой марки фотоаппарат Вы собираетесь приобрести и с каким объективом.
Если что, вот содержание предыдущих статей из цикла:
4. Светофильтры
Что такое светофильтры? Грубо говоря, это специальные приспособления, которые прикрепляются на объектив.
По форме светофильтры бывают:
- в виде оптических стекол-линз — самый распространенный вариант, о котором и пойдет речь в этой статье;
- в виде квадратных вставок в специальный держатель, надеваемый на объектив — смотрите, это известные фотографам фильтры Cokin (про их преимущества, если Вам интересно, можете почитать тут);
- светофильтры-пленки, натягиваемые на объектив и закрепляемые с помощью той же обычной резинки, самый экзотичекий вариант.
Далее пойдет речь про обычные светофильтры, упомянутые первыми.
Куда крепятся светофильтры?
Оптические светофильтры-линзы накручиваются на объектив спереди, либо на хвостовую часть, если передняя линза объектива настолько выпукла, что накручивание объектива невозможно (те же Fisheye объективы).
На любых современных (да и на старых) объективах есть резьба, на которую накручиваются светофильтры, важно лишь учесть тот факт, что резьба бывает разных диаметров. Это стандартные значение в диапазоне от 49 до 82 мм.
На любых объективах есть резьба, на которую накручиваются светофильтры, важно лишь учесть тот факт, что она бывает разных диаметров
Хотя стоит упомянуть и про переходники. С 52 на 62 мм переходников я в Интернете не нашел, а вот с 52 на 55 вполне можно найти. Т.е. имея светофильтр диаметром 55 мм и такой переходник, можно накрутить данный светофильтр на объектив с резьбой 52 мм — прямая экономия денег!
Еще стоит заметить, что можно накручивать несколько светофильтров одновременно, внутри них тоже есть аналогичная резьба. Хотя на моей инструкции к объективу прямо сказано, что больше одного не накручивать (ага, щас!). Но не стоит слишком доверять производителям-грандам. Они еще скажут Вам, что стоит использовать только родные аккумуляторы Canon или Nikon, стоящие в 3 раза дороже аналогичных от сторонних производителей, и прочее. Бизнес. Учитывайте это, когда читаете инструкцию.
Зачем светофильтры вообще нужны?
Светофильтры решают широкий спектр задач: это и понижение/повышение цветовой температуры снимка (теплее-холоднее), и защита объектива, и контроль над количеством света в кадре, и спец-эффекты… В данном случае, давайте рассмотрим два типа светофильтров, которые просто сверх-необходимы начинающему фотографу.
Защитные ультрафиолетовые светофильтры (UV)
Грубо говоря это просто прозрачная стекляшка. Но данный светофильтр является чуть ли не самым полезным — он защищает переднюю линзу объектива от пыли и царапин. Все удары, которые приходятся на переднюю линзу объектива, в случае чего примет на себя именно светофильтр.

Все удары, которые приходятся на переднюю линзу объектива, в случае чего примет на себя именно UV светофильтр
Я использую их на каждом своем объективе и практически их никогда не снимаю, разве что когда надо подкрутить еще один светофильтр с внутренней стороны, чтобы защитить и его.
Из минусов данного светофильтра (да и любых других) — есть шанс словить блики, когда между объективом и светофильтром «застрянет» отраженный свет. Обычно это проявляется когда, например, в темной комнате в кадр попадает яркий источник света, и в других похожих ситуациях, где присутствует яркий контрастный источник света, бьющий в объектив.
Советую для начала не брать шлак типа фильтров Polaroid за полтора доллара, а взять нормальных середнячков Hama — каждый из них мне обошелся в районе 5-6$. Профессиональные фильтры типа Marumi, Kenko и Tiffen стоят намного дороже (около 20-25$), но я не вижу смысла покупать их новичку. Они лучше тем, что шанс словить блики намного меньше, но если Вы новичок, Вы на них разоритесь (лично меня жаба задушила =)). Да и случаев, когда Вы действительно «словите зайчиков» можно будет по пальцам руки пересчитать.
Поляризационные циркулярные светофильтры (CIR-PL, CPL)
Страшно звучит, не правда ли? Однако, это про «must have» в арсенале начинающего фотографа. Эффект от данных светофильтров невозможно повторить ни в одном редакторе. Что же в них такого неповторимого?

Если вкратце, то суть такова: данные фильтры задерживают, либо определённым образом преобразуют поляризованный свет (свет, отраженный под определенным углом к объективу), образующийся в результате отражения от любых поверхностей, при этом зачастую насыщая цвета.
Исключение составляют металлические поверхности и очень далекие объекты — отражения от них поляризаторы почти не задерживают, поэтому убрать отражение в зеркале или сделать прозрачным море Вам не удастся. Однако на обычных оконных стеклах и небольших водоемах типа речки, данные фильтры работают «на ура».
Эффект от PL светофильтров невозможно повторить ни в одном редакторе
На изображении ниже представлен пример работы данного светофильтра. Обратите внимание на воду и на небо. Также можно заметить более насыщенный цвет зелени — убирается голубизна, обусловленная частичным отражением дневного неба. На траве в ближнем фокусе почти пропали все блики от Солнца.

В фото-редакторе данный эффект повторить невозможно хотя бы просто потому, что редактор не в курсе, что находится за отражением под гладью воды.
Следует учесть, что данный фильтр темнее обычного, поэтому в сумерках применять его уже сложно — нужен светосильный объектив, однако, если Вы только собираетесь брать фото-оборудование, Вам эти подробности пока ни к чему.
Не поверите, но цена данного «кусочка магии» практически такая же, как и цена UV-фильтра аналогичного диаметра. Советую новичкам брать ту же Hama, или что-то другое из разряда середнячков.
Остальные виды светофильтров
Так как в данной статье речь идет лишь о необходимом минимуме, я не буду расписывать про цветные светофильтры, градиетные, нейтральной плотности (у Вас итак будет полярик, который затемняет кадр, поэтому можно использовать его в качестве ND светофильтра), эффектные…Соответствующую информацию Вы спокойно сможете позже найти в Интернете сами. Сейчас Вам они не нужны, поверьте на слово. Могу только дать ссылку на статью с исчерпывающими данными, чтобы сэкономить Вам время.
Вместо заключения
Итак, если Вы выбрали объектив, и не один, посмотрите в их характеристиках диаметр резьбы и прикупите по парочке светофильтров для каждого размера — один UV и один CPL. Если объективов несколько, но размер резьбы один, все-таки прикупите для каждого объектива по одному защитному светофильтру, оденьте и выходите на фотоохоту со спокойной душой. Так Ваши объективы прослужат Вам намного дольше и подстрахуют в случае чего.
Если Вы все-таки решитесь в дальнейшем на что-то большее, для дальнейшего чтения могу посоветовать цикл статей, ссылку на которого я дал в предыдущем абзаце — здесь все очень подробно рассказано и объяснено с примерами.
Следующая часть — штативы
В следующей части я расскажу Вам про штативы, какие они бывают и какой вариант лучше подойдет для новичка-фотолюбителя.