Снаряжение новичка-фотографа. Часть 4: штативы.

Привет!
Продолжаем подробный цикл статей про фото-оборудование для начинающих.
Сегодня речь пойдет про штативы, каких видов они бывают, как ими пользоваться и как их заменить, если средств на них уже не хватает.

Содержание предыдущих статей цикла:

5. Штативы

Зачем нужен штатив?

Штатив нужен для фиксации фотоаппарата в определенном положении, что просто необходимо при съемке на длинных выдержках. Обычно на длинных выдержках затвора фотографируют специально, либо вынужденно, когда нужно фото отличного качества, а освещения для съемки с рук уже не хватает.

Классика фото на длинных выдержках — автострады

При съемке с рук максимально допустимая выдержка — 1/60 секунды. И это только для коротко- и средне-фокусных объективов. Для длинно-фокусных объективов дела обстоят еще хуже — при естественном дрожании рук в видоискателе такого объектива, скажем, на фокусном расстоянии 300мм, происходит настоящее землетрясение. И это естественно. Представьте себе, что смотрите в телескоп. Чем больше увеличение, тем чувствительнее телескоп ко всякого рода движениям. Обычно я использую для длиннофокусных объективов такое правило — максимально допустимая длина выдержки равна (1/текущее фокусное расстояние) секунды. На 300мм это 1/300 секунды. Такую выдержку на не светосильном, непрофессиональном объективе Вы получите только в яркий солнечный день, или при съемке ламп накаливания крупным планом.

Что же делать? Вечер, освещения недостаточно, а снять что-то вдали хочется. Хотя, впрочем, поздним вечером и со светосильным объективом придется задирать ISO (светочуствительность матрицы), чтобы получить заветные 1/60 секунды, что сказывается на качестве фото (чем выше ISO — тем больше цифровых шумов на фото). Вот здесь-то и приходит на помощь штатив.

Классификация штативов

Серфингист с моноподом
Серфингист с моноподом

Монопод — палка а-ля «посох», опираясь на которую можно получить довольно качественный снимок без смаза. Конечно, он не спасет во время длинных выдержек в несколько секунд, но на снимках, где в условиях плохого освещения небольшой смаз был бы обеспечен, монопод способен спасти резкость. Также его можно использовать как палку для селфи.

Триподы — они же классические штативы на трех ногах. Бывают как совсем миниатюрными, так называемые настольные триподы, так и профессиональными, выше человеческого роста.

Как выбрать хороший штатив?

Самая главная характеристика, на которую советую обратить внимание новичкам — вес штатива. Так как я парень ленивый, то сперва взял себе всего за тысячу рублей Rekam-106: он весит всего 500 грамм, дешев, и раскладывается до вполне приемлемых полутора метров в высоту. Стоя на коленках снимать можно было бы.

Но. Я лоханулся. Если мой Canon 1200D с «полтинником» мой штатив удерживал на ура, то под весом  телевика Tamron 70-300, центр масс которого сильно выступал вперед, штативная голова все время «кивала» вниз, т.е. вес объектива удерживать в нужном положении наотрез отказывалась. Все закончилось тем, что я еще сверху этого добра поставил внешнюю вспышку (еще лишние грамм 300-400), и у моего штатива подломилась фиксация центральной штанги, которая регулирует высоту штатива.

Поэтому, мораль сей басни такова: если Вы собираетесь брать фотоаппарат и использовать его только с легкими объективами (с тем же стандартным, например, или с «полтинником»), а также не будете навешивать сверху внешние вспышки, то легкого и компактного штатива (в этом плане мой Rekam-106 действительно удобен) Вам вполне хватит. Если Вы собираетесь ставить объективы пообъемнее, или использовать внешние вспышки и прочие причиндалы — раскошельтесь на более тяжелый штатив, который спокойно выдержит и зафиксирует Ваш фотоаппарат с полным обвесом. К тому же тяжелый штатив предназначен и для более экстремальных условий, например при сильном ветре он не улетит с фотоаппаратом. Отбиваться от хулиганов, посягающих на Ваше фото-оборудование тоже намного удобнее, и не так жалко — профессиональный (или близкий к профессиональному) тяжелый штатив очень сложно сломать.

Как использовать штатив?

57749
Тяжелый штатив хорош своим весом…

Если Вы все же решили им отбиваться, то советую задвинуть среднюю штангу и взяться за концы ножек — материала в верхней части штатива больше и он, соответственно, крепче.

А если серьезно, то штатив не такая уж и простая штука, как может показаться. Мне он достался и вовсе без инструкции, поэтому мне пришлось учиться его использовать правильно наобум.

Из чего состоит штатив?

Съемная штативная головка Benro
Съемная штативная головка Benro

Штатив состоит из основания и штативной головы. У дорогих, профессиональных штативов голова съемная, тем временем как у более дешевых — нет. В комплектацию головы штатива (съемной и несъемной) входит так называемая площадка — в прямом смысле это и есть площадка для фотокамеры. Именно на ней нужно фиксировать фотоаппарат — с помощью специального рычажка достаете ее из головы штатива и прикручиваете к фотоаппарату. Можно было бы сказать и наоборот, фиксируете фотоаппарат на площадке, но, согласитесь, есть разница — крутить фотоаппарат вокруг своей оси на площадке и, таким образом,  закручивать его, либо крутить только площадку, и, тем самым, вкручивать ее в фотоаппарат. Крепится обратно площадка тем же рычажком — в целом, это происходит очень быстро и просто.

Как раскладывать штатив?

Сначала выдвигаем верхние секции, и только затем - нижние
Сначала выдвигаем верхние секции, и только затем — нижние

Опоры штатива обычно состоят из нескольких раздвижных ступеней. Так вот, рекомендуется для большей устойчивость сначала выдвигать верхние ступени, и только затем — нижние, т.к. верхние ступени наиболее массивны и устойчивы. Также при сильном ветре не рекомендуется поднимать среднюю штангу штатива — это снижает его устойчивость (за выступающую вверх часть с фотоаппаратом может потянуть ветром в бок).

Крепление фотоаппарата к штативу

Фотоаппарат фиксируется на специальной платформе, которая достается со штативной головы с помощью рычажка. В любом фотоаппарате (даже «мыльнице»!) внизу есть специальное отверстие с резьбой. Так вот, суть в том, что нужно не накручивать фотоаппарат (еще и с большим объективом, ага) на штативную площадку, нужно наоборот — достать штативную площадку и вкрутить ее в фотоаппарат. А затем все вместе поставить на штативную голову и закрепить рычажком. Иначе получится как в том анекдоте, где двое выкручивали лампочку, вращаясь вокруг собственной оси.

IMAG0454
Штативная площадка, закрученная в тушку фотоаапарата

Дополнительный нюанс в том, что нужно сначала немного вкрутить площадку в фотоаппарат, затем выровнять ее, чтобы фотоаппарат на штативе изначально смотрел прямо, а не под абы каким углом, а затем закрутить болт до конца, при этом саму площадку не вращая. Обратите внимание на рисунок слева — здесь чтобы закрутить площадку, достаточно использовать специальную откидную ручку на резьбе болта. На более крупных штативах на болте может даже присутствовать резьба для обычной отвертки, так что в фото-студии отвертка —  тоже необходимый инструмент.

Что где крутится и регулируется?

Использование штатива во время съемки — тоже не такое простое дело, как может показаться вначале.
На иллюстрациях ниже показаны способы регулирования штатива Velbon DX-888 (не самый плохой, и не самый хороший штатив, довольно старый — таких уже нет в продаже).

Дополнительные способы для повышения устойчивости штатива

Если штатив имеет специальный крюк, можно прицепить и фото-сумку с оборудованием
Если штатив имеет специальный крюк, можно прицепить и фото-сумку с оборудованием

Для повышения устойчивости можно подвесить грузик к средней штанге,на некоторых штативах (далеко не на всех!) внизу штанги расположена специальная резьба для вкручивающейся детали с крюком, которая поставляется в комплекте со штативом. Хотя на барахолке, думаю, можно найти ее и отдельно. Так вот, на этот крюк и вешается груз, обычно это простой мешочек с камнями или чем-нибудь тяжелым — что найдете вокруг себя.

Также для повышения устойчивости штатива в непогоду можно положить на каждую опору штатива по такому же мешочку с песком/камнями.

Что делать, если денег на штатив нет?

Рекомендации по съемке с рук

Если Вы не горите огромным желанием снимать поздним вечером или ночью, то, в принципе, можно попробовать обойтись и без штатива. Надо только понять, что без штатива для фотоаппарата его роль играет Ваше тело.

Для того, чтобы получить максимальную устойчивость во время съемки найдите какую-нибудь опору, и облокотитесь на нее всем весом, желательно прижав к ней и фотоаппарат. Если никакой опоры рядом совсем нет, держите руки согнутыми в локтях и локти максимально прижимайте к телу. Это даст дополнительный запас устойчивости — по опыту съемки могу сказать, что максимально допустимая выдержка при съемке с рук увеличивается с 1/60 до, примерно, 1/30-1/40 доли секунды.

Простая замена штативу

Также вместо штатива можно ставить фотоаппарат на естественные опоры — перила, окна и т.д. Чтобы дать фотоаппарату нужный угол по вертикали можете подложить под него шапку, или любой похожий мягкий предмет, которому можно придать нужную форму.

Если у Вас есть время для рукоделия — из старых джинсов можно сделать отличный мешок с крупой, который, будучи положен на опору, даст фору обычному фотоштативу.

Следующая статья

В следующей статье речь пойдет про внешние вспышки для фотокамеры — тема очень объемная, но важная, так как именно вспышка позволяет Вам добиться нужного уровня освещения в кадре, вне зависимости от внешних условий.

Похожие записи

Оставить комментарий