Стоковая фотография как интересный способ заработка в сети Интернет

Стоковая фотография как интересный способ заработка в сети Интернет

Содержание

Данная статья посвящена такому явлению как стоковая фотография (и видеография, в принципе, тоже). Я, как стоковый фотограф, немного продвинувшийся на данном поприще, постараюсь максимально объективно ответить на вопросы:

  • кому и зачем нужна стоковая фотография;
  • требования к фотоматериалам, и как их придерживаться;
  • какую прибыль следует ожидать.

Что такое стоковая фотография

Наверное, многие хотели бы получать прибыль просто за существование своих фотографий. Например, сфотографировал любимого питомца, и залил в сеть. И деньги понемногу начали капать на счет…Что ж, это реальность, это и есть стоковая фотография.

Вы никогда не задумывались, откуда берется изобилие графическим материалов для всякой рода рекламы, вывесок, фонов для коммерческих (и не только) веб-сайтов, новостных колонок газет и интернет-изданий и т.д.?

Для какого-нибудь именитого бренда действительно не составит труда нанять профессионального фотографа, чтобы отснять именно тот материал, что им нужен. Обычные рядовые дизайн-студии не могут себе позволить такой роскоши, поэтому покупают фотографии на так называемых микростоках (по-другому они еще называются фотобанки) — это как раз те самые сайты, на которых можно продать свои фотографии практически на любую тему.

У читателя, профессионально не занимавшегося дизайном сразу же возникает вопрос: неужели трудно найти нужные изображения просто через поисковик, и не тратить деньги? Конечно, через поисковик что-то можно найти, но. Во-первых, графический материал должен быть высокого разрешения, как минимум Full HD (1920×1240 пикселей), если мы говорим про дизайн веб-сайта, а если мы говорим про рекламные материалы для плакатов и вывесок, то и того выше (в идеале — векторный формат). Во-вторых материал должен быть на определенную тематику, допустим, это фотография на тему электронной коммерции: изображение человека сидящего за ноутбуком с кредитной карточкой в руках. В-третьих, на материал нужны права для коммерческого использования (за рубежом за этим следят очень строго). Микростоки как раз предоставляют материалы по лицензии royalty free. Это значит что Вы имеете право использовать купленный материал неограниченно и для любых коммерческих целей (кроме тех, которые порочат имя модели, если таковая фигурирует на фото), и не должны платить так называемые роялти – часть своих доходов. Но самое важное, что он должен быть определеного цвета, чтобы вписаться в цветовую схему остального дизайна, композиции (например, модель на снимке слева, чтобы поверх фото можно было поставить заголовок справа, или наоборот). К тому же многие просто хотят уникальный контент, чтобы ни у кого еще не было такого фотоматериала. Именно поэтому стоковая фотография, а также видеография и векторный контент, пользуется спросом.

Список микростоков

Для того, чтобы ознакомиться с самими микростоками и графическими материалами, которые на них продаются, я даю перечень самых популярных микростоков ниже. Данные сайты я сам опробовал, что говорится, «на зубок», и даю соответствующие рекомендации исходя из своего опыта.

  • Shutterstock — самый популярный сток по фотографиям и векторным изображениям, характеризуется частыми продажами, но на мелкие суммы. Регистрироваться как продавец контента надо здесь, а с более точными расценками на контент Вы можете ознакомиться здесь
  • Pond5 — крупный сток, специализированный на футаже (видео). Однако, фотографии там тоже продаются. Особенность данного сайта — Вы сами ставите стоимость товара, и забираете себе чистые 50% в виде отчислений с продаж, чем пока не может похвастаться ни один подобный сайт. Продажи сравнительно редки, но очень весомы.
  • Bigstock — еще один фотосток, дочерний от Shutterstock. В свое время я начал именно с него, здесь неплохо придираются к качеству материалов, что позволит Вам проверить уровень Ваших работ, а вот продажи, конечно, намного ниже чем на том же Shutterstock.

Сразу скажу, с остальными стоками у меня не сложилось, так как я не хотел распыляться на несколько сайтов — это требует много сил и времени, хотя может быть вполне оправдано и повысить общие продажи. Остальные стоки, которые определенно стоит попробовать новичку, это:

Также я пробовал стоки Adobe Fotolia и Photodune на EnvatoMarket, но там какие-то нереально придирчивые инспекторы, которые отклоняют 99% работ с отпиской, что они неприемлемы для коммерческой продажи, при том, что у них в каталоге объективно в наличии горы работ похуже. Да и время приемки составляет около 2-3 недель, что я считаю вообще неприемлемым — Вы будете ждать почти месяц, чтобы потом прочитать, что все Ваши работы отклонены =). На Shutterstock данное время составляет до 5 дней, бывает что работы проверяют и за сутки, что-то около того и на Pond5.

С полным перечнем всех более-менее популярных фотобанков в Интернете, а также отзывами о них можно ознакомиться на форуме microstock.ru.

Требования к фотоматериалам

Самое сложное в стоковой фотографии — добиться нужного уровня работ. У меня этот процесс занял примерно год с момента покупки зеркального фотоаппарата.

Сразу же хочу отметить, что уровень фототехники, конечно, важен, но является далеко не решающим фактором для качества Ваших работ. Это примерно как с духовкой — если духовка хорошая, то Вы просто не заморачиваетесь, если плохая — то придется проявить сноровку, поэкспериментировать, и при определенном уровне навыков Вы будете печь пироги ничуть не хуже остальных. То же самое и с фотографией.

Например, я пользуюсь зеркалкой стартового уровня Canon 1200D (без стандартного kit объектива, этот выбор я обосновал в другой своей статье), тремя любительскими объективами: одним зум-объективом, одним портретником и одним старинным широкоугольным объективом, а также двумя ручными китайским вспышками. В целом весь набор любительский, но при определенном навыке можно снимать не хуже профессионалов. Другое дело, что сделать это на таком оборудовании сложнее.

Итак, первое и, наверное, самое простое требование, как Вы уже догадались, это минимальный размер снимка. На Shutterstock он составляет 4 Мп, то есть, в принципе, совсем мизерный размер, при современных разрешениях матриц.

Для дальнейших проверок качества и работы с ключевыми словами изображений Вам следует установить Adobe Photoshop Lightroom или подобную программу. Не следует путать Lightroom c обычным Photoshop.

Следующим критерием будет общее качество изображения. При этом нужно проверять изображение в масштабе 1:1, чтобы 1 пиксель на экране соответствовал одному пикселю на фотографии. Данный режим можно найти в Photoshop Lightroom в разделе Navigator.

Во-первых, изображение не должно быть смазано. Это самый страшный брак, который практически невозможно исправить. Могу доказать это на примере: допустим, из-за длинной выдержки при съемке с рук или при съемке из транспорта на ходу снимок получился немного смазан, примерно на 1 соседний пиксель по диагонали. Для того, чтобы снимок был не смазан, можно попытаться его уменьшить, однако его разрешение придется уменьшить в 2х2 = 4 раза. Если у Вас 16 Мп камера, то Вы упретесь в необходимый минимум в 4 Мп. Если матрица камеры меньшего разрешения или смаз еще сильнее, то снимок уже невозможно отправить на фотосток.

Остается только залить фото в Instagram и хвастаться перед всеми удачным кадром (а он может быть действительно восхитителен, но технически не идеален, у меня таких кадров полно). В Instagram все равно никто не заметит таких мелочей.
Как пример такого снимка могу привести изображение, сделанное мною этим летом в зоопарке. Снимок получился очень интересным, но из-за спешки, темноты сцены и неправильно настроенного на эту сцену оборудования получился брак (мордочка енота должна быть идеально резкой).

Бракованый снимок
Бракованый снимок: мордочка енота должна быть идеально резкой

Для того, чтобы избежать смаза, следует снимать либо со штатива, либо с рук, но используя короткие выдержки. Для каждого объектива и фокусного расстояния это будут свои значения. Например, снимая с объектива Canon 50mm f/1.8 я ставлю выдержку не длинее чем 1/125 секунды, благодаря чему снимки гарантированно будут резкими. Поэкспериментируйте немного со съемкой с рук, укоротите немного выдержку с запасом и используйте полученные значения как крайнюю черту, за которую нельзя переступать ни в коем случае.

Второй критерий качества фотографии — это резкость фокуса. Весь снимаемый объект должен быть в фокусе, либо его главная часть. Перед рекомендациями дам немного теории насчет ГРИП (глубины резко изображаемого пространства).

ГРИП регулируется апертурой (диафрагмой) объектива: чем меньше открыта диафрагма объектива, тем больше резкость и глубина резкости изображаемого пространства. Для того, чтобы получить оптимальный кадр обычно нужно немного зажать диафрагму, а не снимать на открытой. Конкретные значения зависят от объектива и узнаются, как обычно, опытным путем. На моем полтиннике самая открытая диафрагма, которой я пользуюсь — это f/2.5. Шире ставить нет смысла, так как ГРИП настолько мала, что я ее в видоискателе просто не увижу, а нужно включать экран предпросмотра (Live View).

Если получить весь объект съемки в резкости все же не получается (обычно все беды из-за того, что мало света) — не беда. Используйте такой принцип: оставьте в резкости самую важную часть. «Самая важная часть» — это довольно субъективная вещь, однако подумайте хорошенько. Если Вы снимаете портрет, то в первую очередь люди смотрят на глаза. Следовательно, глаза обязательно должны быть в фокусе. Если это мелкий предмет, то наводитесь на то место, на котором Вы хотите акцентировать внимание — это относится не только к съемке макро. Если это ряд деревьев — наведитесь хотя бы на одно из них, желательно ближайшее, но ближе к центру, а еще лучше сделать несколько снимков с разным акцентом внимания зрителя. Вообще инспекторы не дураки, и смогут понять, где Вы использовали размытие в качестве художественного приема, а где просто брак.

Также новичкам следует обратить внимание на то, что они часто попросту не попадают в фокус, т.е. промахиваются. В видоискателе кажется, что снимок резкий, но это лишь из-за мелкого размера видимого изображения. Потом при проверке оказывается, что это не так. Это проблема очень актуальна, поэтому я приведу ссылку на статью, где подробно описаны причины и приемы, позволяющие бороться с непопаданием в фокус.

В-третьих, фотография должна быть без шумов. Это относится к светочувствительности матрицы (ISO). Чем выше светочувствительность, тем больше шумов — об этом знает каждый фотограф. Также количество шумов зависит от матрицы; профессиональные фотоаппараты отличаются, в первую очередь, именно качеством матрицы: на такой технике количество шумов на высоких значениях ISO еле заметно, в то время как на любительских зеркальных фотоаппаратах изображение уже разрушено.

Но, из-за того факта, что с шумами при пост-обработке бороться легче всего, ISO — это первый параметр, о завышении которого следует думать при недостатке освещения в кадре. При удалении шумов с фотографии немного теряется резкость, поэтому с такой фильтрацией тоже не следует перебарщивать.

На моем зеркальном фотоаппарате Canon 1200D любительского уровня рабочие значения ISO — 100-800. На 800 уже начинает заметно шумить, но шумы легко поддаются обработке. А вообще все зависит от снимка. Даже при ISO 100 на чистом однотонном небе можно увидеть еле заметные шумы. Поэтому чем больше деталей на снимке — тем меньше шумы заметны.

Итак, мы рассмотрели качества изображения, которые зависят от настроек оборудования при съемке. Теперь рассмотрим еще некоторые нюансы, которые могут испортить хорошую фотографию.

Освещение. Кадр должен быть адекватно экспонирован, т.е. не быть затемнен или пересвечен. Хотя, в стоковой фотографии небольшой пересвет допускается, чтобы сделать кадр более ярким; иногда Вы можете увидеть такие слегка пересвеченные снимки в рекламе. Чтобы кадр был нормально экспонирован следует следить за шкалой экспонометра в Вашем фотоаппарате; даже в моем недорогом китайском телефоне без нормальной камеры такая опция есть, обычно она называется Ev.

Композиция. Это очень большая тема. Понимание композиции отличает профессионального фотографа от обычного и больше относится к Вашему опыту как фотографа. Четких и строгих правил нет. Но есть базовые принципы, пользуясь которыми можно улучшить свою композицию:

  • Не помещайте объект съемки строго по центру
  • Пользуйтесь правилом третей, в этом может помочь сетка, которую можно вывести на экран предпросмотра
  • Не заваливайте горизонт — горизонт должен идти строго горизонтально. Исключение — какие-нибудь совсем творческие кадры, но тогда если уж заваливаете горизонт, то заваливайте по полной программе, чтобы инспекторам было ясно, что это Ваш творческий прием

Пыль на объективе или матрице. Данный нюанс может испортить хорошие фотографии, которые придется потом тщательно редактировать. Обычно пыль на объективе или матрице видна при съемке ярких фонов (например голубого чистого неба) или при студийной съемке на максимально закрытой диафрагме. Проявляется она в виде размытых нечетких темных пятен, обычно кругов. Не обязательно впадать в обморок при виде незначительной пыли в виде точек на объективе — она есть всегда; но пылинки размером в несколько миллиметров следует все же убирать.

Пыль на объекте съемки. Если Вы снимаете макро, обязательно тщательно почистите предмет съемки, так как на макро даже самая незначительная пыль будет очень хорошо видна. Для стока Shutterstock не обязательно вытирать пыль на все 100% — вряд ли Вам это удастся, поэтому инспекторы на данном сайте сильно не придираются, но почистьте выделяющиеся огрехи (вообще это зависит от освещения, если освещение мягкое, то и мелкой пыли не видно).

Чтобы все-таки убрать пыль на стадии пост-обработки, используйте фотошоповский фильтр dust and scratches, уроки по которому можно найти в Интернете.

Теперь юридические аспекты.

Если Вы снимаете чужую собственность, такую как здание или транспортное средство, от Вас могут потребовать релиз собственности. Релиз собственности — это документ, который подтверждает согласие владельца имущества на съемку. В данном релизе, кроме инициалов и подписей фотографа и владельца (а иногда и свидетеля) указывается информация о том, где и когда производилась съемка, и что именно снимается. Мне за всю мою практику еще ни разу не приходилось делать релиз собственности. Однако, если он Вам все же понадобится, Вы всегда можете найти соответствующий бланк на фотостоке.

Есть также релиз модели. В данном случае требуется письменное согласие человека на публикацию снимков с ним. Данный релиз требуется только если человек узнаваем на снимке, поэтому снимки со спины или силуэты не в счет. Самое интересное, что даже если Вы снимаете сами себя или друзей, то все равно должны прикрепить к фотографиям релиз модели. Таким образом фотостоки хотят юридически себя обезопасить, и вся ответственность лежит на Вас. Бланк модельного релиза можно также найти на любом фотостоке.

Также на снимках для коммерческого использования не должны находиться логотипы и названия торговых марок.

Все вышеперечисленные правила для наличия на снимке чужой собственности, узнаваемых людей и логотипов актуальны для снимков, предназначенных для коммерческого использования. Однако, на фотостоках также можно продавать фотографии известных общественных мест, каких-либо мероприятий, знаменитостей, а также тематические фотографии на тему известных брендов. Как Вы уже наверное догадались, данные фотографии предназначены исключительно для публикации в новостных колонках, и данная лицензия называется Illustrative Editorial.

На Shutterstock требования к снимку, распространяющемуся по лицензии editorial таковы:

  • наличие в ключевых словах слов editorial и illustrative, либо фраза illustrative editorial (для экономии);
  • наличие в заголовке к снимку даты и места, где снимок был снят.

Собственные работы и успехи

Я загорелся желанием попасть на фотостоки с тех пор, как увидел, что и в каком количестве иногда продается на таких сайтах. Особенно меня вдохновлял сайт PhotoDune. Здесь показывается не только цена фотографии, но и количество ее продаж. Порой какая-нибудь простая с виду фотография приносила владельцу 100$, а то и на порядок больше.

Поначалу, как только я купил зеркальный фотоаппарат, я снимал природу (как наверное и все начинающие). Хотя также были попытки повторить успех стоковых фотографов в предметном жанре – я экспериментировал с освещением и настройками фотоаппарата, пытался воспроизвести понравившиеся мне кадры, учил основы пост-обработки фотографий.

После этого ко мне пришло понимание, что для хорошего кадра в предметной фотографии нужна серъезная подготовка: нужно выбрать чистый фон, почистить сам объект съемки, придумать концепт и изобразить его с помощью объекта. Конкретный пример показан ниже на рисунке ниже.

Пример популярного фото-концепта роста прибыли, найден на стоке Depositphotos в качестве примера
Пример популярного фото-концепта роста прибыли, найден на стоке Depositphotos в качестве примера

Здесь изображен концепт роста прибыли. При этом задумайтесь, что нужно было сделать, чтобы получить данный кадр:

  • найти чистую банку;
  • собрать гору одинаковых монет;
  • почистить эту гору монет;
  • найти несколько ростков разного размера;
  • найти поверхность с хорошей отражательной способностью и очистить ее от любых мелких загрязнений;
  • обеспечить хороший фон (в данном случае это съемка у окна летом в ясную погоду).

Обратите внимание, что изображение данного концепта сформировано в графическом редакторе из отдельно взятых элементов: все мелкие ростки соответствуют друг другу, точно так же как и банки. Также в две крайние правые банки наполнены одинаково. Это все говорит о том, что сначала были качественно отсняты отдельные элементы, а затем составлен данный концепт (и, скорее всего, не единственный).

Немного повозившись с предметной съемкой я начал выбираться в центр города, ходить по паркам и фотографировать все, что мне понравится: от природы и зелени до архитектуры.

При этом я зарегистрировался на нескольких фотостоках: Fotolia от Adobe, вышеупомянутом PhotoDune и на BigStockPhoto, который является дочерним сайтом Shutterstock. Из сотни первых фотографий, которые я послал на эти стоки, на Fotolia не приняли ни одну, на PhotoDune всего 4, а на BigStockPhoto приняли примерно половину фотографий. При этом отказы со стороны Fotolia и PhotoDune по причине не применимого к коммерции материала мне видятся необоснованными, так как на их сайтах часто выкладываются материалы и попроще. Что ж, адекватность инспекторов на разных стоках это отдельная тема для большой статьи.

Из всего этого стоит отметить, что мне понравился BigStockPhoto – мало того, что я ждал проверки своих материалов всего несколько дней вместо 3-4 недель как на Fotolia и PhotoDune, так к тому же на каждый отказ я получал конкретные указания к каждому снимку. Это могло быть плохое освещение, плохая композиция (очень редко, но бывало), плохой фокус на главном снимаемом объекте, пыль на объективе и тому подобное. Самое главное, что некоторые снимки можно было исправить в редакторе и послать повторно, и довольно часто их таким образом принимали. В целом работа с этим стоком позволила мне понять требуемый технический уровень к фотоматериалам.

Однако, сколько бы я ни грузил фотографии далее, за пару-тройку месяцев у меня купили лишь одну фотографию лужайки в парке Щербакова. За один доллар. Друзья смеялись надо мной, мол, потратил тысячу, а заработал 1$. И я было немного оставил это дело.

Данная тема все равно не давала мне покоя, и спустя немного времени, я все-таки зарегистрировался на самом популярном стоке – Shutterstock. Было грех не попробовать поработать со стоком, который является мировым лидером по продажам (как по показателям, так и по отзывам остальных стокеров).

К моему удивлению, после регистрации не было никакого экзамена в виде загрузки лучших работ, как это бывает на некоторых других стоках, в том числе BigStockPhoto. Еще больше я был поражен, когда понял, что к моим работам технически придираются меньше, чем на том же BigStockPhoto. И вообще впал в восторг, когда год назад, в ноябре 2016 года начались единичные продажи.

Итак, с ноября я начал грузить работы только на Shutterstock, при этом пробуя разные тематики. Сначала это была оптика. Затем предметная фотография. Потом фотографии экранов ноутбука с моими исходниками на тему веб-разработки. Как потом оказалось, фотографии на тему разработки – это мои самые продаваемые работы, которые по сей день приносят прибыль. В итоге с марта месяца продажи пошли веселее и я вышел на уровень 10-15$ в месяц. Стоит сразу сказать, что подавляющее число продаж – это покупки пользователями по подписке, которая приносит мне всего лишь по 0.25$ за копию. Однако бывают единичные продажи по 0.50$, 0.90$ и 1.88$. Примеры моих работ по данной тематике представлены ниже.

Пример моей работы: исходный код крупным планом
Пример моей работы: исходный код крупным планом
Пример моей работы: ноутбук с исходным кодом на закате
Пример моей работы: ноутбук с исходным кодом на закате
Пример моей работы: фото телеобъектива в низком ключе
Пример моей работы: фото телеобъектива в низком ключе

Теперь более подробная статистика. Всего за 12 месяцев было заработано порядка 200$. Из них около половины — это покупка по подпискам. Примечательно, что среди этих 200$ около 20% было получено всего за 2 продажи: это покупка видеоматериала и покупка фотографии по так называемой расширенной лицензии (не скрою, данные события были праздником для меня). Это показывает сильную неравномерность доходов. Более точные цифры и диаграмма доходов за год показана ниже.

Статистика моих доходов на Shutterstock за год
Статистика моих доходов на Shutterstock за год

И все равно такой уровень доходов меня не устраивает. С такими темпами моя любительская аппаратура окупится только через 4 года! Поэтому я зашел на форум microstock.ru и выяснил кое-какие вещи. Во-первых, начинать в 2016, а тем более в 2017 году заниматься стоковой фотографией немного поздновато, так как уже наступило перенасыщение рынка, и продажи падают даже у профессиональных стокеров. Взять хотя бы сообщения, что люди, которые начинали заниматься стоковой фотографией первыми еще в 2008-2009 годах, уже за 4 месяца выходили на уровень своей зарплаты. Сейчас для этого потребуется на порядок больше времени. Во-вторых, на стоках сидят профессиональные фотографы и художники, и чтобы эффективно конкурировать с ними требуется недюжинная подготовка и высокий уровень работ.

Однако, отступать, как говорится, некуда. Уже проделано много работы (Вы можете изучить мое портфолио), поэтому я буду дальше заниматься данным интересным хобби. К тому же есть несколько выходов.

1. Повышать производительность.
Сейчас у меня в портфолио 943 фотографии, из них некоторые отдельные принесли мне по 10-20$ прибыли. Множество ни разу так и не купили, особенно природу (видимо, спрос намного ниже общего количества таких материалов). Изначально с одной фотосессии у меня выходило порядка 5% приемлемых кадров. Сейчас у меня из 100 работ в худшем случае не принимают около 20%. К тому же я начал снимать снимки большими сериями. Например, недавно за пару часов было отснято 93 кадра, все ушли на проверку, из них не приняли всего 2 фотографии. А это 10% моего текущего портфолио! Поэтому я немного переосмыслю подход к своему рабочему процессу.

2. Повышать покрытие рынка.
Сейчас я начал десятками грузить старые работы на Dreamstime, Pond5 и Alamy. Принимают просто все! Уровень продаж там ожидается намного ниже, чем на Shutterstock, но суммарно при хорошем раскладе продажи могут вырости вдвое. К тому же Pond5 и Alamy не имеют подписок, поэтому каждая продажа приносит в несколько раз больше прибыли, чем продажа по подписке на Shutterstock. Более того, они делят доходы с авторами изображений пополам, в отличие от жесткой политики большинства остальных стоков, где авторам достается 20-30%.

3. Снимать видео футажи.
Наряду с фотографиями многие стоки позиционируют себя как разносторонние цифровые рынки, где продаются как фотографии, так и векторные иллюстрации, музыкальные треки, 3D модели и видео футажи. Футаж — это короткое видео на определенную тематику, которое длится порой всего несколько секунд. Обычно такие видео применяются для разнообразных видео-заставок и фонов веб-сайтов. Мною было отснято всего около 20 футажей, однако они уже принесли сравнительно неплохой доход: было совершено всего 3 продажи, которые суммарно дали мне около 45$. Поэтому в дальнейшем я планирую приобрести приличный объектив с оптическим стабилизатором для съемки видео и порядочно пополнить список моих продаваемых видеоматериалов.

4. Повышать уровень работ
Данный пункт в том числе предполагает создание коллажей из нескольких фотографий и большие временные затраты на каждую работу. Изначально мне не хотелось тратить столько времени на каждую работу, так как отдача может быть нулевой. Однако, изучивши материалы других стокеров и уровень дохода, который они оглашают, я убедился, что качественные работы с большим шансов попадают в раздел популярное – а это залог большой прибыли.

Вместо заключения

На этом все, надеюсь Вам было интересно узнать про стоковую фотографию, а также с какими сложностями это связано, и какой уровень дохода поначалу следует ожидать.

Если Вы заинтересованы в покупке каких-либо материалов на стоках, Вы можете зарегистрироваться на данных веб-сайтах по приведенным ниже реферальным ссылкам.Советую изучить возможности каждого стока, так как тарифные планы и способы оплаты сильно разнятся.

Если Вы заинтересованы в продаже каких-либо материалов, Вы можете зарегистрироваться по приведенным ниже ссылкам.

Похожие записи

Оставить комментарий